|
597Президент Беларуси поручил правительству присоединиться к проекту нефтепровода "Одесса-Броды"![]() При этом Лукашенко потребовал от правительства максимально ускорить эту работу и до конца текущего года обеспечить транспортировку венесуэльской нефти до нефтеперерабатывающих заводов из портов, куда она будет доставляться морским путем. "Должны к концу года выйти на поставку нефти трубопроводным транспортом на наши заводы. Немедленно, в течение первого полугодия, не просто мне дать ответ, а продвинуться в логистике поставок нефти из Венесуэлы", - заявил президент, обращаясь к членам правительства. "Одевайте сапоги резиновые и начинайте: Клайпеда, Вентспилс, Одесса, "Одесса-Броды" - где вы считаете нужным", - добавил Лукашенко. Как сообщалось, в мае Беларусь ожидает пробную партию нефти из Венесуэлы в объеме 80 тысяч тонн. Нефть будет поставляться морским путем до Одессы, затем до Мозырского НПЗ (Гомельская обл.) по железной дороге. Планируется, что в этом году таким образом Беларусь может закупить в Венесуэле 4 млн тонн нефти. В перспективе Беларусь планирует увеличить импорт нефти из Венесуэлы до 10 млн тонн в год (50% загрузки белорусских НПЗ). Ранее также сообщалось, что Украина предлагала Беларуси присоединиться к проекту "Одесса-Броды", что предусматривает перевод нефтепровода в аверсный режим при условии гарантированного объема поставок. Нефтепровод "Одесса-Броды", строительство которого закончено в 2001 году, изначально планировался для прокачки каспийской нефти в Европу. Украина в течение двух лет с момента сооружения нефтепровода безуспешно пыталась договориться о транспортировке каспийской нефти по нему в прямом направлении. Не получив конкретных предложений от компаний, правительство Украины в конце июня 2004 года разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном направлении. Таким образом, с момента сооружения нефтепровод используется в реверсном направлении, что предусматривает транспортировку российской нефти из Бродов в Одессу и далее - танкерами через черноморские проливы. Для транспортировки каспийской нефти через Беларусь в Европу нефтепровод "Одесса-Броды" надо перевести в проектный (аверсный) режим. В этом случае могут быть реализованы достигнутые летом 2007 года политические договоренности президентов Беларуси и Азербайджана о поставке в республику нефти, добываемой в Азербайджане. В середине октября 2007 года Азербайджан, Грузия, Украина, Польша и Литва подписали соглашение об учреждении совместного предприятия для проектирования и прокладки нефтепровода Баку-Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Проект продления нефтепровода "Одесса-Броды" в направлении Плоцка и Гданьска (Польша) планируется реализовать в 2011 году. По оценке компании "Новая Сарматия", которая ответственна за инвестиции в продолжение нефтепровода и учреждена 5-ю концернами из Польши, Грузии, Украины, Азербайджана и Литвы, в год до 40 млн тонн нефти может транспортировать из Каспия нефтепровод Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. В концепции энергобезопасности Беларуси до 2020 года, которая утверждена в сентябре 2007 года, предусматривается обеспечить к 2011 году альтернативные российским поставки нефти в объеме примерно 4 млн тонн (20% от нынешнего объема закупок) через порты Балтийского и Черного морей. В частности, Беларусь рассматривает возможность строительства нескольких "перемычек" между белорусскими участками нефтепровода "Дружба" и украинским трубопроводом "Одесса-Броды", что позволит импортировать нефть из Азербайджана. Ранее, в сентябре 2009 года, будучи с официальным визитом в Вильнюсе (Литва) Лукашенко уже заявлял о заинтересованности Беларуси в проекте "Одесса-Броды". Между тем, беларусский государственный концерн "Белнефтехим" отказался сообщить, поступало ли Беларуси официальное предложение об участии в этом проекте. Справка Идея проекта строительства Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск возникла в середине 90-х годов. Она предусматривала строительство нового транспортного коридора нефти, который позволил бы поставлять каспийскую нефть в страны Западной и Центральной Европы. 23 мая 2003 года в Брюсселе правительства Украины, Польши и Еврокомиссия подписали совместную декларацию о поддержке проекта ЕАНТК. Еврокомиссия также выделила 2 млн евро на проведение ТЭО строительства трубопровода Броды – Плоцк, который позволил бы протянуть уже построенную украинскую трубу из Одессы на Черном море до польского Гданьска на побережье Балтийского моря. Стоимость реализации ЕАНТК на базе нефтепровода Одесса – Броды, в соответствии с утвержденным ТЭО, составляет 2-8 млрд долл в зависимости от объемов транспортировки нефти. Отметим, третий президент Украины Виктор Ющенко 14 мая 2009 года подписал указы о неотложности мероприятий по реализации Брюссельской декларации и по реализации проекта Европейско-азиатского транспортного коридора на базе нефтепровода "Одесса-Броды", который запустят в аверсном режиме. Newsru.ua Статья размещена в рубрике: Новости |