Врач_и_пациент_этика_взаимоотношений

Врач и пациент

Не секрет, что сегодня образ доктора в глазах людей, не имеющих прямого отношения к медицине, весьма размыт. Представление о враче, которое было у людей в советское время, ушло в прошлое, как, впрочем, и сами советские врачи. Кто он, сегодняшний врач, чего можно ждать от человека, к которому идут за помощью, насколько ему можно доверять? Эти, и многие другие подобные вопросы остаются открытыми для пациентов, и многочисленные споры, разгорающиеся на интернет-форумах и в СМИ, являются лишним тому доказательством.

Так, не редкость сегодня отзывы о врачах, как о рвачах и хапугах. Очень часто пишут и жалуются на то, что медицинские услуги слишком дороги или даже медперсонал умышленно пытается максимально монетизировать пребывание пациента в стенах лечебного учреждения.

Из обсуждения в Интернет-форуме:
«Мне непонятно – врач дает клятву Гиппократа, в его руках жизнь других людей, упование на то, что зарплата маленькая, не прокатит – не работай, займись частной практикой. Так нет, ведь даже многие частники относятся к людям как к мясу: прогнило – ну и фиг с ним».

Отрицать подобные случаи бессмысленно, но нужно ли огульно обвинять в таком отношении всех подряд? Тут, прежде всего, нужно помнить, что медицина для подавляющего большинства нашей страны, родившегося в СССР, всегда была бесплатной. С распадом же Союза исчезла как таковая и советская медицина. Некоторое время здравоохранение в стране находилось на довольно низком уровне, и только к концу 90-х годов в заботе о здоровье населения наметился существенный сдвиг. Появились национальные программы по здравоохранению, существенно распространилась частная практика, открылось множество частных клиник различной направленности.

Разумеется, в частной клинике те процедуры, которые всегда были бесплатно доступны в районной поликлинике, оказываются платными и, конечно же, это шокирует. Особенно трудно перестроиться к новым реалиям пожилым людям, сознание которых в принципе трудно поддаётся изменению и адаптации к новым условиям существования. А если учесть то, что по законам природы пожилых людей среди пациентов большинство, можно понять и происхождение того негативного фона, который складывается вокруг врачей и медперсонала.

На самом же деле частные клиники за деньги пациента способны предложить лечение гораздо более качественное, чем в государственных поликлиниках. Отношение к людям в частных клиниках тоже отличается в лучшую сторону. Тут надо понимать, что платная клиника жизненно заинтересована в создании своего положительного образа в глазах людей, обратившихся к ним за помощью.

Благодарный пациент, к которому отнеслись со всей заботой и вниманием, поняли его проблему и помогли избавиться от недуга – лучшее рекламное вложение любой клиники. Нормальной является ситуация, когда в платной клинике лечащий врач не только не пытается вытянуть из пациента деньги, а наоборот, даёт советы о способах минимизировать расходы на лечение. В клиниках бесплатных, даже не учитывая зачастую грубое и хамское отношение, врачи заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы избавиться от пациента как можно скорее, а лучше всего не видеть его совсем и не заниматься им «за такую зарплату».

Впрочем, не бывает только белого и только чёрного. И в государственных поликлиниках трудятся тысячи врачей, отдающихся своему делу со всей ответственностью, и в частных лечебных учреждениях находятся недобросовестные доктора.

Другой проблемой взаимоотношений «доктор – пациент» является её эмоциональная составляющая. Отсутствие в обществе положительного образа врача нередко формирует изначально негативное отношение людей к медицинским работникам часто без каких-либо на то оснований. Из-за этого врачу бывает тяжело установить с пациентом тот духовный и эмоциональный контакт, без которого трудно представить себе полноценное лечение. Вряд ли кто-то будет прислушиваться к рекомендациям доктора, к которому с самого начала идут как если не к врагу, то уж точно не как к защитнику и спасителю от хвори. Доверие к лечащему врачу, активное участие в процессе лечения в виде добросовестного выполнения рекомендаций и процедур, назначенных врачом – вот залог успешного избавления от болезни.

Из обсуждения в Интернет-форуме:
«Кстати, у врачей снобизма хоть отбавляй. И поумничать могут, и терминологией задавить. И ради чего? Если у меня, к примеру, болит спина, какого рожна я должна слушать название позвонков? Мне конечный результат важен. Согласна, наши врачи многих спасли от смерти, но вылечить - никого. Если кто и вылечивался от болезни, то только с помощью нетрадиционных методов. Много «хроников» стало. А отчего? Пришел врач, поумничал, гору лекарств выписал, болезнь внутрь ушла, а при первых же неблагоприятных условиях опять лезет наружу».

Многие люди сегодня, имея доступ к медицинской литературе, считают, что могут сами себя и диагностировать и лечить. Над этим можно было бы посмеяться, если бы подобная позиция не приводила зачастую к трагическим последствиям. Это прописные истины, однако, о них приходится говорить снова и снова. Откуда идёт это стремление к самолечению? От того самого недоверия к докторам.

Из обсуждения в Интернет-форуме:
«Я не доверяю врачам по той причине, что сейчас врач занят добыванием денег, а не лечением больного. Если я заболеваю и приходится обращаться к врачу, то думаю сам, стоит ли принимать то, что он назначил, использую его (врача) в виде консультанта, объясняющего свойства того или иного лекарства».

Да, бывает, что пациент и врач не находят между собой общего языка. Все мы люди, и врачи в том числе. Но это не значит, что, как пишут некоторые больные, «врачам сегодня нельзя доверять». Врачу доверять не просто можно, а жизненно необходимо. Не врач, который говорит вам о том, что нужно бросить курить и начать питаться упорядоченно, виноват в том, что вы игнорируете его рекомендации, и вам становится только хуже. Легче, конечно же, обвинить доктора, который «лечил-лечил, а толку нет». Не обойду стороной и тот факт, что многие врачи и не стремятся налаживать контакт с пациентом, хотя умение слушать и слышать больного, вести с ним диалог, является этической нормой для любого врача.

В продолжение разговора о врачебной этике упомяну еще об одном свидетельстве непорядочности некоторых врачей. В Интернете на многочисленных форумах можно встретить немало негативных отзывов о том или ином специалисте. И авторами таких сообщений являются отнюдь не обиженные пациенты, а сами же врачи. Пренебрежительное отношение к своим коллегам, вдобавок вынесенное на всеобщее обсуждение, помогает такому врачу, не обремененному нравственными принципами, самоутверждаться за счет коллеги, компенсировать собственную неполноценность. Очень часто врачи частной практики преследуют совершенно определенную цель – переманить клиентов. Не все потенциальные пациенты могут и хотят понимать истинное положение вещей, поэтому и верят в мифы, искусственно создаваемые непорядочными людьми.

Из обсуждений в профессиональном Интернет-сообществе:
«Этот «специалист» не то что не совсем соответствует своей должности в медицине, а заслуживает лишения прав работать самостоятельно. Максимум - помощником врача, типа «принеси-подай-и-смотри-как-это-делается.»

Читая негативные и позитивные отзывы пациентов об одних и тех же врачах, можно сделать вывод о психологической совместимости врачей и пациентов. То, что будет казаться приемлемым одному, абсолютно недопустимо для другого. Отсюда и разногласия. В заключение совет: ищите своего доктора, того, который устроит именно вас, к которому вы будете приходить с удовольствием и которому будете доверять всецело. Ведь именно от этого зависит, с каким настроем вы будете проходить лечение, и каков будет результат. Благо, возможности выбора сейчас имеются в избытке.

Взято с http://blog.mz-clinic.ru/2009/06/vrach-i-pacient-etika-vzaimootnoshenij/#more-52

Статья размещена в рубрике: Другое
Hosted by uCoz